Профориентационная работа

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, умений и навыков, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

        Сейчас, существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственным за свой выбор, профессионально мобильным.

        Что же представляет собой профориентация в широком смысле слова?  Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, система наших с вами мероприятий, обеспечивающих научно- обоснованный выбор профессии.

        Естественно, важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу тогда только, когда привлечен весь педагогический коллектив. В нашей школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогом - психологом, библиотекарем, учителями –предметниками.

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

- профессиональная информация,

- профессиональное воспитание,

- профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность нашей с вами педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать детей к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе своих сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник наш попробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальных характер. 

Один из важнейших составных компонентов профориентации школьников – предварительная профдиагностика. На этом этапе мы изучаем характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, состояние здоровья.  

Что конкретно делается в школе по профориентации учащихся?

  • Формирование положительного отношения к труду,
  • Осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность, экскурсии в ВУЗ, СУЗы)
  • Изучение профессиональных планов школьников выпускных классов,
  • Выявление структуры интересов и склонностей учащихся,
  • Проведение профконсультаций школьников,
  • Осуществление психофизиологических диагностик способностей,
  • Проведение экскурсий на предприятия, в организации.

Документы

Анализ результатов профориентационной диагностики обучающихся с ОВЗ 5-7 классов МБОУ СОШ № 6 г. Грозного
Комплекс мер по профессиональной ориентации обучающихся в ОО г. Грозного на 2020-2021 учебный год
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе
Отчет о проделанной работе по профессиональной ориентации и профильному обучению за первое полугодие 2021-2022 учебного года
Отчет о проделанном мероприятии в рамках профессиональной ориентации обучающихся 9-х классов МБОУ СОШ № 6 г. Грозного
План работы по профориентации на 2021-2022 учебный год
План работы по самоопределению и профессиональной ориентацииобучающихся в МБОУ СОШ № 6 г. Грозного на 2021-2022 учебный год
Пресс-релиз МБОУ СОШ № 6 г. Грозного за март 2022
Справка по выявлению у учащихся профессиональных склонностей (9 класс)
статья Индивидуальный образовательный маршрут профессионального самоопределения как средство профессиональной ориентации школьников
Чек-лист проведения мониторинга организации в МБОУ СОШ № 6 г. Грозного по самоопределнию и профессиональной ориентации обучающихся
Приказ № 164-о от 01.09.2021г. О назначении ответственного за организацию профориентационной работы в МБОУ СОШ № 6 г. Грозного
Положение о профориентационной работе