Памятка для родителей по вопросам социально-психологического тестирования (СПТ) учащихся в 2025-2026 учебном году

15.09.2025

Информация для педагогов, родителей (законных представителей), учащихся  МБОУ "Гимназия №5» г. Грозного по социально-психологическому тестированию (далее СПТ). Данное тестирование проводится на всей территории Российской Федерации в различных образовательных организациях: школах, лицеях, техникумах, училищах, вузах. Многих родителей тревожит рискованное поведение подростка, потребность в риске, соответственно на сегодняшний день, родители проявляют огромный интерес, как распознать факт употребления различных средств или возможно ли протестировать своего ребенка, чтобы выявить употребление данных средств.

СПТ– это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности. • СПТ - это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой. • Результаты тестирования позволяют определить, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения.

 

Основные принципы проведения СПТ:

   принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 14 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение СПТ; •    принципа ненаказуемости: результаты СПТ не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания; •    принципа помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к  школьному психологу; •    принципа конфиденциальности: результаты СПТ сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия. Отмечаем, что мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления НС и ПВ состоят из двух этапов: •    первый этап: социально-психологическое тестирование –с 01 сентября по 15 ноября 2025 года; •    второй этап: профилактические медицинские осмотры.

Этапы взаимосвязаны и последовательны. Закон не запрещает обучающимся, получившим добровольное информированное согласие родителей, либо давших такое согласие самостоятельно, принять участие только в СПТ, а также в профилактическом медицинском осмотре (при необходимости).

Основными задачами социально-психологического тестирования являются: •    выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью их последующей психологической коррекции; •    организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление  НС и психотропных веществ.

СПТ проводится в ОО в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.09.2023 № 703 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях»

Информация по вопросам организации и проведения социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – СПТ)

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ ст. 14

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст. 28

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 07.06.2013 № 120-Ф

Польза СПТ

С помощью социально-психологического тестирования учитель или психолог может получить следующую информацию информацию: • эмоциональном состоянии школьника; • личностных особенностях; • самооценке и самопонимании; • уровне межличностных отношений; • социальной адаптации и включенности в классную группу; • мотивации к учебной деятельности; • уровне школьной тревожности; • конфликтных ситуациях среди сверстников и взрослых. Особенностью социально-психологического тестирования школьников является то, что получаемая информация позволяет специалистам создать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с целью снижения эмоционального дискомфорта, повышения мотивации и достижения успешных результатов в учебной деятельности.

Общие вопросы Что такое социально-психологическое тестирование?

Социально-психологическое тестирование (СПТ) – это мероприятие, направленное на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся в образовательных организациях субъектов Российской Федерации. СПТ проводится в образовательных организациях в соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и является первым этапом раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся. Второй этап – проведение профилактических медицинских осмотров (ПМО).

СПТ – это психодиагностическое исследование, в котором обучающиеся в образовательных организациях участвуют ежегодно. Процедура проведения СПТ регулируется Порядком проведения СПТ. С 2019 года СПТ проводится по Единой методике, которая представляет собой опросник, направленный на исследование социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к рисковому (аддиктивному) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

С какого возраста или с какого класса проводится СПТ?

СПТ проводится в отношении обучающихся, достигших возраста 13 лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации, что означает необходимость соблюдения обоих условий для участия в тестировании.

Зачем нужно СПТ?

По результатам СПТ среди обучающихся определяются группы риска вовлечения в аддиктивное поведение. Анализ полученных результатов помогает определить направленность и содержание дальнейшей профилактической и воспитательной работы в образовательной организации, позволяет оказывать обучающимся группы риска своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Таким образом, СПТ является диагностическим компонентом для построения адресной профилактической и воспитательной работы с обучающимися.

Как часто проводится СПТ?

Согласно п. 4 Порядка проведения СПТ, в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях СПТ проводится ежегодно. Мероприятия СПТ проводятся в начале учебного года, что позволяет использовать результаты СПТ в профилактической и воспитательной работе образовательной организации в течение всего учебного года.

Одновременно, проведение СПТ в начале учебного года определено необходимостью дальнейшего проведения профилактических медицинских осмотров (ПМО). Порядок проведения ПМО обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья составлять список образовательных организаций субъектов Российской Федерации, участвующих в ПМО, не позднее чем за 1 месяц до начала календарного года.

Является ли тестирование обязательным или добровольным для обучающегося?

Статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определено, что СПТ проводится только при наличии информированного согласия (самого обучающегося, если он достиг возраста 15 лет, или его родителей).

В какой форме проводится СПТ?

Согласно п. 7 Порядка проведения СПТ, тестирование может проводиться как в бланковой, так и в компьютерной форме.

Можно ли выявить факт потребления наркотиков или психотропных веществ с помощью СПТ?

Нет.

СПТ не выявляет наркопотребителей. С помощью СПТ исследуются социально-психологические условия, формирующие психологическую готовность к рисковому (аддиктивному) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Какие нормативные правовые акты определяют необходимость проведения СПТ в образовательной организации?

Согласно статье 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» СПТ является первым этапом мероприятий раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

Пункт 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит проведение СПТ к компетенции образовательной организации.

Каков опыт применения тестирования? Каковы его результаты?

В России СПТ проводится с 2014 года.

С 2019 года тестирование проводится по Единой методике, правообладателем которой является Министерство просвещения Российской Федерации.

В 2022/23 учебном году мероприятиями СПТ было охвачено 98,99% образовательных организаций и 93,57% обучающихся, подлежащих тестированию.

Благодаря реализации организационных мер, обеспечивающих проведение СПТ в субъектах Российской Федерации, в образовательных организациях сформировалась система адресной профилактической и воспитательной работы, обеспечивающей психолого-педагогической сопровождение обучающихся.

Какие вопросы задаются обучающимся в ходе проведения СПТ?

В Единой методике СПТ представлены вопросы на понятном для обучающихся языке, которые касаются различных сторон личности подростка/юноши, особенностей его реакции на определенные жизненные обстоятельства и выбора стратегии поведения в них. Психологические опросники не предполагают правильного (хорошего) ответа или неправильного (нехорошего). Важен любой ответ, главное, чтобы он был искренним и отражал точку зрения респондента.

Кому будут известны результаты тестирования?

Согласно Порядку проведения СПТ, как при проведении СПТ, так и при хранении его результатов должна обеспечиваться конфиденциальность.

«Конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя» (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Для обеспечения конфиденциальности анкеты обезличены, а обучающимся присваиваются персональные коды. Список соответствия персональных кодов и ФИО обучающихся не подлежит распространению и размещению в открытом доступе.

За обеспечение конфиденциальности при проведении СПТ и хранении его результатов ответственность несет руководитель образовательной организации.

Могут ли результаты СПТ быть использованы для диагностики заболеваний?

Нет, результаты СПТ не являются основанием для постановки какого-либо диагноза. СПТ представляет собой психодиагностический опросник, который состоит из набора утверждений, касающихся различных сторон личности подростка/юноши, особенностей его реакции на определенные жизненные обстоятельства и выбора стратегии поведения в них.

На каком сайте нужно проходить СПТ?

Согласно п. 15 Порядка проведения СПТ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, выполняют обработку и проведение анализа результатов тестирования.

Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации могут быть разработаны собственные электронные платформы для тестирования. За подробными разъяснениями вы можете обратиться в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования в вашем субъекте Российской Федерации.

Ответы на типичные вопросы и опасения родителей, связанные с социально-психологическим тестированием

Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт?

Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также воспользоваться предложениями по добровольному участию в мероприятиях, направленных на развитие навыков личностно — доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию.

Зачем ребёнку это тестирование?

Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них.

Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к НС? 

В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации была введена Единая методика СПТ. Вопросы данной методики не содержат информацию о каких-либо  НС и психотропных веществах.

Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

Результаты теста помогают понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты. Результаты СПТ не являются основанием для применения каких-либо мер дисциплинарного наказания!

СПТ помогает выявить детей, употребляющих НС и/или психоактивные вещества?

 СПТ НЕ выявляет конкретных подростков, употребляющих НС и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку! СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.